Гирирадж Махарадж |
------------------
В Бхакти-расамрита синдху (1.2.229) Шрила Рупа Госвами цитирует следующий текст из Хари Бхакти-судходайи:
yasya yat-saṅgatiḥ puṁso maṇivat syāt sa tad-guṇaḥ |
sva-kula-rddhyai tato dhīmān sva-yūthān eva saṁśrayet ||
«Подобно кристаллу, человек перенимает качества того, с кем он общается. По этому человек разумный будет стремиться в общество тех, чьи идеалы он разделяет сам, во имя блага своей семьи [чтобы развить в себе благие качества этих людей]».
Джива Госвами дает следующий комментарий:
śrī-jīvaḥ: tatra sajātīya-saṅgasya prabhāvaṁ dṛṣṭāntena spaṣṭayati yasyeti | prahlādaṁ prati hiraṇyakaśipor vākyam | tatra tasyābhiprāyāntare’pi sāmānya-vacanatvena svābhiprāye’pi tad yojayituṁ śakyata iti grantha-kṛtām abhiprāyaḥ | maṇivat sphaṭika-maṇivad iti sannihita-guṇa-grahaṇa-mātrāṁśe sa dṛṣṭāntaḥ | na tu tad asthairyāṁśenāpi | sva-yūthān sajātīyān ||229||
"Этот стих ясно показывает силу общения с людьми со схожим настроением, используя пример. Это утверждение Хираньякашипу к Прахладе. Хоть намерение демона было противоположным, поскольку это общее утверждение, возможно использовать этот стих в соответствии с собственными желаниями. Такова цель автора [Рупы Госвами]. Маниват означает "подобно кристаллу". Это используется тут для того, чтобы проиллюстрировать то, как субъект при непосредственной близости обретает качества объекта , хоть у него есть также качество неустойчивости - получать любой цвет от близлежащего объекта. Сва-йутхан так указывает на саджатия: тех, у кого подобный ум".
Джанмастхан Садху Бабы [то, что от него осталось] |
Касательно первой категории, то тут даже и говорить ничего не нужно: для подобных людей духовная практика - это просто игрушка, очередное из хобби, которое они оставляют с такой же легкостью, с которой они "приняли" ее. Для них все равно - кришнаиты, шиваиты, аювердисты, автомобилисты, кружок макраме
Касательно второй категории, то человек может быть начитанным, может теоретически знать, что делает, и, конечно же, внешне все правильно выполнять, но так как он обусловлен низменным желанием, мотивацией, все равно это будет сводить на нет и его знание, и физическое действие. Человек может свои грязные мотивации красиво обставить правильной теорией, ритуалом, знанием санскрита и т.д тп, но ни шактипата, ни чистоты от таких практиков не идет. Потому что все уровни неразрывны: если человек умный, 'саттвичный' и тд, но его мотивация, устремления, намерения низкие, то вся его философия, санскрит, ритуалы и тд – это лишь духовный мусор.
Ну и касательно третьей категории - именно общение с такими людьми способно даровать высшее духовное благо,привести к совершенству, и постоянно прославляется шастрой (Ч.Ч. Мадхья 22.49):
sādhu-sańge kṛṣṇa-bhaktye śraddhā yadi haya
bhakti-phala 'prema' haya, saḿsāra yāya kṣaya
"Благодаря садху санге с [истинными] Кришна-бхактами, человек пробуждает шраддху [в процесс Кришна-бхакти]; достигается плод бхакти - према; прекращается обусловленное состояние".
Садху санга с подобными искренними настоящими бхактами - высшее сокровище дживы (ШБ 11.2.30):
ata ātyantikaḿ kṣemaḿ
pṛcchāmo bhavato 'naghāḥ
saḿsāre 'smin kṣaṇārdho 'pi
sat-sańgaḥ śevadhir nṛṇām
"О безгрешный, даже доля мгновения общения с чистым преданным в этом мире – величайшее сокровище. Поведай же,в чем заключается высшее благо!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий