суббота, 3 января 2015 г.

Веды и связь с вайшнавизмом



Kalki das:
Есть 4 сборника Ведических гимнов, которые называются Самхитами. Их действительно четыре: Риг (Веда гимнов), Яджур (Веда жертвенного ритуала), Сама (Веда песнопений) и Атхарва (Веда заклинаний). (Аюр Веда - это Упа-веда (вспомогательная Веда), в которой изложены знания по медицине, к основным четырем она практически не имеет никакого отношения). Если ограничиваться только Самхитами Вед, то вайшнавизм к ним (или они к вайшнавизму) не имеет почти никакого отношения. Это, в основном, гимны, прославляющие разных (полу)богов. Львиная доля гимнов посвящена трем богам: Индре, Соме и Агни. Вишну упоминается в нескольких гимнах в составе "всех богов", или на пару с Индрой. Ему самому посвящено от силы два-три гимна. Кришна не упоминается вообще ни разу. В практике вайшнавов из 1028 гимнов Риг Веды ограниченно используются лишь два: Пуруша Сукта (10.90), и Вишну Сукта (1.154).

Но, как отмечает большинство представителей традиции, да и многие исследователи со стороны, не совсем справедливо так делить ведическую литературу. Ведь эти гимны используются в каких-то конкретных ритуалах, и отрывать их от ритуала, и внутреннего осмысления - достаточно нелепо. Это, как если бы мы о Библии сказали, что Псалмы (молитвы иудейскому Богу) - это настоящая Библия, а все остальные ее части - это не Библия. Точно так же в ведической традиции любую из Вед (Риг, Яджур, Саму и Атхарву) делят на Самхиту (сборник гимнов), Брахману (наставления по ритуалу и его толкование), Араньяку (наставления по отшельнической жизни), и Упанишаду (наставления по внутреннему осмыслению предыдущих частей). Все эти части вместе называются Шрути ("услышанное"). Так вот, если брать Веды во всей этой полноте, то уже в Брахманах роль Вишну возрастает неимоверно, Его отождествляют с самим жертвоприношением (ягьей), и т.д. Некоторые Упанишады, даже сторонними иследователями считающиеся весьма древними (например, Маха-Нараяна) отождествляют Вишну с Пурушей, Параматманом, Пара-Брахманом, и т.д., то есть, утверждают Его верховное положение и принципиальное отличие от всех богов. В одной из самых древних Упанишад, Чхандогье, впервые упоминается и Кришна, сын Деваки.
Так что корни поклонения Вишну и Кришне, безусловно, в Ведах (Шрути) присутствуют, другое дело - что современные формы поклонения Им там искать бесполезно. Они взяты из других разделов ведической литературы, сторонними иcследователями считающихся более поздними - Смрити (Итихас и Пуран) и Агам (Тантры, Агамы и Панчаратры).

Somananda:  
Изначально ведическое – это то, что относится к  4 Ведам: Сама, Риг, Яджур, Атхарва. Они составляют основу  того, что можно назвать «Ведической Традицией». Веды – древние тексты, которые зачастую описывают прямой мистический опыт их составителей, где они описывают какие-то свои экстатические переживания; или же это гимны, посвященные каким-то ведическим божествам. Уже к началу первого тысячелетия до н.э., смысл того, что находится в изначальных 4 Ведах, был очевиден  далеко  не для всех людей. Чем дальше, тем больше люди отдалялись от тех смыслов, которые вкладывались в изначальные Веды. Поэтому появился новый класс текстов, который прямо примыкает к Ведам – Упанишады, которые также называют «Веданта» - итог Вед. Подразумевается, что учение, которое находится в Упанишадах, обобщает, подытоживает то, что находится в  4 ведах и делает выводы из всей коренной ведической традиции. Тексты упанишад также содержат множество ссылок на мистический опыт отдельных людей, но помимо этого, там уже ставится целый ряд вопросов, которые можно назвать философскими, метафизическими. Тогда как ранние Ведические тесты написаны хоть и эзотерическим, но достаточно простым языком, и смыслы, которые там описаны, были совершенно не очевидными для людей, которые не являлись непосредственными  свидетелями переживания того опыта, который там представлен.
Упанишады же изначально были предназначены для передачи определенных смыслов от учителя к ученику. Само слово 'упанишада' означает «то, что передается сверху вниз сидящему у стоп». В отличии от Самхит, эти тексты уже содержат определенные дидактические моменты -  это были непосредственные  поучения, которые предназначались для передачи -  чтобы ученик мог чему-то научиться: чтобы было над чем задуматься, чтобы он смог сделать какие-то выводы и мог что-то практиковать. Там описаны определенные мистические идеи, которые сообщались в процессе обучения. 
Но, так или иначе, даже эта традиция уже приблизительно к 5-6 веку до нашей эры породила большое количество разночтений, что,  в общем-то, не удивительно – ведь все люди разные, мистический опыт у всех разный, переживания у каждого свои.  Те идеи, которые возникают в результате практики, у каждого свои. Когда практика тех вещей, которые были заложены в Ведах и Упанишадах, перестала приносить какие-то однозначные зримые плоды, у людей возникла потребность в чем-то новом, поэтому на момент 5-6  века до нашей эры, возникло огромное количество различных школ, которые уже не опирались ни на тексты 4 вед, ни на Упанишады...



----------
Один из знаменитых индологов:

 Бхагавата Пурана в школах веданты почитается фактически как шрути, хотя номинально относится к смрити (итихасам). Традиционно упанишады (древние, конечно, а не такие, как "Чайтанья упанишад") включаются в шрути и считаются "завершающей частью Вед" (отсюда и слово веданта). Шуддха шраута брахманы не признают только поздние "сектантские" упанишады, но те, что или непосредственно входят в Веды (а это только "Иша") или уже существовали во времена брахманизма (к середине 1 тыс. до н.э) и были прокомментированы Шанкарой, эти они признают. Просто не делают на них особого акцента. 
Мадхва, к слову говоря, единственный среди всех ачарьев вайшнавизма дал комментарий на Риг Веду, правда, КАКОЙ комментарий! Он тянет одеяло на вишнуизм  [своей версии, естессно].
Хотя в Риг Веде нет - и не могло быть - никакого "выделения" ни одного из дэват в качестве "Верховного". Да, Вишну там есть. Есть посвященные ему гимны. Но он там всего лишь "один из". Сама религия Риг Веды -  это ж не вайшнавизм всё-таки. Там совсем другая модель.


1 комментарий:

  1. Демагогия о „Мадхве тянущем одеяло на вишнуизм“, какого-то затрапезного индолога, не перечеркивает понятия саманвайа и таратамйа, в том числе и в щрутьях, когда слова Веда должны восприниматься не только в контексте, но и с учетом принципов понимания щрути. Вероятно индологов этим методам не обучают. Скорее всего, ведь индология не ставит целью изучение методов передачи и хранения щрутьев.

    ОтветитьУдалить