суббота, 12 апреля 2014 г.

Современная система образования


автор - ЧЧЧп
В молодости я обучался живописи на Дальнем Востоке. Наша группа в институте была самой отстающей, это грозило расформированием, и мы пожаловались на преподавателя. «Хорошо, заменим на другого, – заявил декан, – но если через месяц не будет изменений – расформируем». На первом же занятии с новым учителем (кстати, он не был штатным сотрудником, просто художником, влюбленным в творчество), когда мы рисовали стандартную композицию, он подходил по очереди к каждому и спрашивал:

- Тебе нравится то, что ты рисуешь?
- Нет, – отвечали мы.
- А почему тогда ты это делаешь?
- Потому что задание такое.
- А для чего такое задание? В чем его смысл?
Мы молчали. Учитель ждал, пока мы сами не зададимся этим вопросом, пока не пробудится интерес.
- Скажите, что же нам делать?, - наконец спросили мы.
- Идите на улицу, и найдите любой предмет, который вам понравится, даже если это будет какой-то мусор. Лишь бы вы увидели в нем необычную красоту.

Все заулыбались, проснулось творчество. Я долго бродил по улицам, не зная что бы такое выбрать для себя. Ничего не нравилось, все казалось обычным, серым, скучным. И вдруг в маленьком кусочке коры пробкового дерева мне открылся целый мир тонких линий и удивительной гармонии. Мне было даже стыдно перед другими за свой выбор, но я точно знал, что это то, что мне нужно. Покраснев от стыда, я принес кору в студию. Оказалось, что я не один такой. Кто-то принес осколок бутылки, кто-то клочок грязной бумаги. Смущенные, мы выложили свой «хлам» на стол. Так как мы боимся своих представлений о красоте, нам сложно раскрыть свое личное видение.

- А теперь возьмите каждый свой предмет, внимательно рассмотрите, а потом красоту, которую вы увидели и почувствовали, передайте на бумаге красками, – похвалил наш выбор необычный преподаватель.

Через месяц наша группа стала лучшей. Наши работы называли гениальными и рассказывали о них в СМИ, показывали на выставках. Никто не мог понять, как это произошло. Это и есть пример йоги любви, пробуждения вкуса к жизни в целом. К сожалению, большую часть жизни мы проводим как в летаргическом сне [1]

 ---------------------------

Я лютой ненавистью ненавижу всю современную систему образования. Талантливых людей очень много на планете. Просто каждый талантлив в чем-то своем. А современная система образования не культивирует их таланты, а убивает. Она ни  на что не годна. Она не способствует научению, то есть не работает по сути и по факту. Никто из преподавателей не заинтересован в том, чтобы пробудить вкус, интерес к изучению своего предмета у студентов/учеников. Они просто тупо вычитывают свой материал, а потом студенты должны это зазубрить, и рассказать/написать это на контрольных/экзамене... Как продукт этой порочной системы, получается "офисный плактон": инфантильные исполнительные существа с отсутствием ,  творческой составляющей, не способные нестандартно мыслить, выходя за рамки своего крошечного мирка. Короче говоря, это просто питомник пашу :-)

----------------------
[1]  http://vk.com/cccprabhu_quotes?w=wall-26440255_8970

1 комментарий:

  1. ооо мне близка эта тема))Понимаю о чем говорит Чайтанья Чандра Чаран прабху...
    Мне с детства нравилось рисовать..

    3атем интерес к живописи проснулся после 20 лет и я пошла в художку, чтобы "научиться рисовать"..композиция, графика, натюрморты гипсовые, натура! Попалась преподавательница чем то похожая на того препода, что в этой цитате...Нас было несколько взрослых учеников и она к каждому пыталась найти подход..

    Меня шатало из стороны в сторону: с одной стороны хотелось рисовать то, что вдохновляет (а это всегда было что то разное: то копии с известных картин, то обычные натюрморты)..техника меня тоже вдохновляла определенная- экспрессивная)) Мне не хватало усидчивости и терпения долго штриховать огромный ватман...когда вдохновение било ключом я такие мазки и штрихи накладывала.

    .но все мое творчество было далеко от профессионального..никогда не контролировала процесс а плыла куда то на волнах вдохновение и потом что получалось то получалось..а мне хотелось академично" рисовать, чтобы результат был прогнозируемым..

    И вот мы с этой преподшей мучились..она говорила "рисуй как тебе вдохновение подсказывает" а я ей "нет, я хочу нормально обучаться от простого к сложному, академично"...в итоге она засаживала меня за гипсы и композицию..а меня это вообще не вдохновляло..и вскоре я забросила рисование

    творчество это одно а техника и навык- другое как мне кажется...
    сначала учатся технике а потом приходит творчество, когда ты как музыкант: зная ноты и приемы музыкальной выразительности может импровизировать..

    Все равно на каком то определенном доооолгом этапе придется делать что то не очень интересное и вдохновляющее..ставить руку, изучать композицию, долго долго тренировать гипсы и тп..

    В случае ЧЧЧП скорее всего у них уже была база и не хватало "огонька"...

    Но проводя параллели со школой, мне кажется что по любому это период не для творчества..Школа-это дисциплина (послушничество), развитие логики, каких то навыков (социальных в том числе), умение строить отношение в коллективе...Набор минимума в разных сферах...в детстве никто не способен полностью заинтересоваться и погрузиться в какую то науку..Мне кажется главная роль учителя ребенка (школьника) заинтересовать предметом и предложить его маленькой личности..ознакомление...главное не сделать так, чтобы ребенка тошнило от предмета..призвание не каждого стать математиком или химиком, но для кого то это реально может стать вдохновением и делом жизни.

    Редкий ребенок может тебе в 9 лет сказать, что ему действительно нравится..я не могла ответить себе на этот вопрос до 19 лет...все созревают по-разному..Школа нужна это 100% также нужна чуткость учителей в школе (мне лично повезло в этом плане, не осталось тошнотных воспоминаний ни об одном предмете)

    Вдохновение могут помочь развивать ребенку его родители..Это дело единоличное, не коллективное (а то на уроке одному охота на трубе играть, другому- медитировать слушая шум воды скажем)...Это отношения наставник-ученик

    Мама или папа могут в свободное от школы время говорить с ребенком, учить созерцать, выражать свои чувства каким то из способов..знакомить его с разными способами самовыражения..тут одно другому не мешает

    ОтветитьУдалить