понедельник, 26 мая 2014 г.

Имперсонализм и Шанкара; майавада, брахмавада; скрытый буддизм

Найдено на одном форуме :-)
Персонализм-имперсонализм - это категории, относящиеся к бытию Бога: или Он - личность, или Он - безличное начало. Причём интересно, что личностность определяется вовсе не наличием формы (двурукой, сторукой и тд), а наличием у объекта исследования "я-сознания". Т.е., может ли Он сказать о Себе - "Я есть, Аз есьм". И кришнаизм, и христианство, и ислам - это очень мощные персоналистические религии (по крайней мере, в ортодоксальной форме) - хотя в исламе Бог и не имеет формы, любой, кто хоть раз в жизни открывал Коран, видит, что его Бог (Аллах) - это мощнейшее "Я-сознание". А типичный пример имперсонализма, это, например, даосизм, где Дао действительно не имеет ничего личностного, ну и Адвайта Веданта-Шанкары также.
 Хоть на первый взгляд это не так. Шанкарачарья, например, молится:

bhaja govindaṁ bhaja govindaṁ
bhaja govindaṁ mūḍha-mate |
saṁprāpte sannihite kāle
na hi na hi rakṣati (ḍu)kṛ(ñ)-karaṇe ||


"Поклоняйся Говинде, поклоняйся Говинде, поклоняйся Говинде, о глупец! В момент смерти не защитит тебя [знание] санскритского корня kṛ, означающего "совершение действия"(karaṇa)". (Шри-Шанкарачарья, Моха-мудгара, 1)

Выглядит персоналистично, не так ли? :-) Но это лишь пыль в глаза.  На уровне "относительного" (вйавахарика) знания Шанкара не отрицал ценности бхакти и поклонения божествам (которых в конечном счёте, по его учению и нет вовсе, если смотреть на всё "глазами Брахмана") для обычных людей, которым сложно понять всю глубину мудрости адвайты и смотреть на всё с позиции парамартхика (т.е. видеть всё так, как оно есть - только как Брахман, который никогда не меняется и в котором нет ни поклоняющегося, ни объекта поклонения). Поэтому он и писал гимны в духе бхакти. Бхакти не ведёт мокше само по себе, но подводит к джняне и брахмаджняне - то есть это ритуальная практика "приближения" к Реальности, но не обеспечивающая мокшу.
В заключение: для Шанкары бхакти - вйавахарика, относительное знание для женщин и шудр. Типа "лучше, чем ничего"  - для глупых и необразованных людей

--------------
Ади Шанкара в окружении шишьев


Далее, попытаюсь раскрыть достаточно запутанный вопрос касательно терминов майавады и брахмавады
Сейчас слова "майавади" и "брахмавади" - это практически синонимы, причем не в смысле изначального значения этих слов, а как устоявшиеся выражения. Термин "брахмавада" сейчас - это  общее обозначение Веданты вообще, в целом [хотя и прежде всего в ее Шанкаровской интерпретации], майавада - конкретно название школы адвайта-веданты Шанкары.  Поэтому брахмавадинами сейчас называют не только шанкаритов, но и последователей других направлений Веданты, а майавадинами - исключительно шанкараитов.
Но что следует отметить -  термин "брахмавада" был "узурпирован" шанкараитами. Поэтому сейчас шанкараитов-майавадинов в основном называют сейчас таким образом. Безусловно, в контексте бытия Бога, цель шанкараитов - это слиться с неким бездеятельным Брахманом - "холодным" неизменным самодостаточным Абсолютом. Поэтому Шанкарой и использовался этот термин "брахмавада" - "учение о Брахмане"  - как один из терминов для обозначения учения Веданты.
Хоть если разобраться в изначальном значении этих слов, то это не будет верным.
Изначально, эта терминология касается не бытия Бога, а бытия Творения в отношении Бога. Майавада - это концепция, согласно которой, всё [материальный мир] есть иллюзия , а брахмавада - это концепция, согласно которой всё есть Брахман.
Согласно этому, какой концепции следуют последовали Шанкары?
Безусловно, шанкариты являются майавади. У Шанкары майа [материальный мир] - "неописуемая" (анирвачания) сила иллюзии, которая "покрывает" Атмана-Брахмана как сон и является "сверхналожением" на него.
Брахмавадинами же являются, например, последователи Абхинавагупты (философии Пара-Адвайты, или Пратьякша-Адвайты), которые утверждают, что все проявления материального мира - являются абсолютно реальным Брахманом (парамартхасат). Вселенная рассматривается как  реальная в силу своей практичности.

------------------------------

Кришнадас Кавираджа Госвами

В Чайтанья Чаритамрите (Мадхья 6.182) приводится следующая цитата из Падма Пураны:

māyāvādam asac-chāstraṁ
pracchannaṁ bauddham ucyate
mayaiva vihitaṁ devi
kalau brāhmaṇa-mūrtinā


«[Господь Шива сказал богине Дурге, повелительнице материального мира:] „В век Кали я приму облик брахмана [Шанкарачарьи] и с помощью ложных писаний  дам толкование (майаваду), сходное с философией буддизма“».

Всех шанкараитов очень сильно коробит этот стих, и они говорят, что придумал Кришнадаса Кавираджа и вставил его в Чайтанья Чаритамриту.  Безусловно, это факт, что в современных изданиях Падма Пураны этого стиха не найти, однако доказать тот момент, что этого стиха там не было во времена Кришнадаса Кавираджа - невероятно сложная задача. Как описывает Сатья Нараяна Бабаджи: "Шри Джива Госвами цитирует множество стихов из Брахма Вайварта Пураны, и эти стихи невозможно найти в современных изданиях. Более того, то, что есть сейчас, он не цитировал, хоть если бы они были в тексте этой Пураны, он, несомненно, процитировал бы их, поскольку они могли бы быть полезными для его работы". 
То есть в Средневековье часто происходило так, что недобросовестные писари могли "забыть": не переписать какой-либо кусочек шастры, поэтому и в современных изданиях часто можно не найти те шлоки из шастр, которые цитируются нашими ачарьями.  

Однако, один из апологетов Адвайта-Веданты, Субрахманиан, достаточно самоуверенно пишет касательно этого стиха [1]:
So, the author of the interpolated verses is not aware of this Vedantic
position about the One Only Real nature of Brahman where there is no place
for anyone called a jiva. Therefore while labouring under the delusion that
he is indicting Advaitam, he has actually ended up denigrating Vedanta as
'asat shaastram'.And by comparing Vedanta to Bauddham,he has only exhibited his ignorance of both the systems.
То есть согласно его представлениям, Кришнадаса Кавираджа - невежественный человек, который направо и налево занимается интерполяциями. Весьма смелое утверждение в духе последователей Шанкары.
Но фактом является то,  что общим для майавады и шунйавады (буддизма школы мадхьямика Нагарджуны) является учение о "кажимости", "иллюзорности" миропроявления. [буддисты говорят, что многообразие ложно, потому что оно есть результат умственной деятельности (самврити). Адвайта ведантисты же опираются на концепцию виварта-вады, которая очень близка к буддийской: проявленный мир в действительности не существует, но, подобно миражу, лишь кажется реальным. (приводится знаменитая аналогия с веревкой и змеей)] Кроме них больше никакие индийские философии (даже джайны) идею нереальности мира не провозглашают. Поэтому не очень, откровенно говоря, понятно, почему Шанкаритов так злит pracchannaṁ bauddham? :-) Дабы быть объективным, это лишь один из пунктов совпадения буддисткой философии а Адвайта Веданты. А так Шанкара был ярый антибуддист и безжалостно критиковал этих "еретиков"-буддистов.

-----------------

[1]  http://www.advaita-vedanta.org/archives/advaita-l/2010-November/025764.html





Комментариев нет:

Отправить комментарий