mā bhrātā bhrātaraṁ dvikśanmā svasāram uta svasā
samyañcaḥ savratā bhūtvā vācaṁ vadata bhadrayā
"Да не будет вражды между братом и братом, между сестрой и сестрой
Да пребудем в Единстве, да будут наши слова благими". Атхарваведа, 3.30.3
--------------------------
Следует отметить, что нужно разделять социальные институты (в том числе и религиозные) - и духовную близость, которая не нуждается в социализации и формализации отношений - так же, собственно, как и любовь. Так как любовь и близость - они либо есть, либо их нет, и никакими структурными образованиями это не удержать. А образование подобных структур почти всегда приводит к вырождению "семьи" или "братства" в "организацию" и "иерархию" - после чего и происходит полное вытеснение изначальных идей и вступают в дело интересы, ресурсы, личная (или корпоративная) выгода и т.п.
Этот дух братства и настоящей сердечной близости - он неумолим. Его невозможно какими-то искусственными методами внести, навязать; принять постановление Джи-би-си "Давайте жить в братстве и заботиться друг о друге" - это будет выглядеть как некий гротеск, жалкая пародия.
Например, как известно, на территории Украины в ИСККОНе действует так называемая "система кураторов". Она заключается в том, что существует определенная категория "старших преданных"-кураторов, которые пытаются заботиться о "младших преданных". Но поскольку большинство кураторов - старой советской закалки, а также из-за культуры взаимоотношений, которая культивируется в религиозных организациях определенного типа, то все встречи, которые проводятся, очень сильно смахивают на партийные собрания. Все очень сухо, формально, регламентировано. А поскольку краеугольным камнем этой системы является то, что человек не может получить посвящение без рекомендации куратора - из-за этого мотивация принятия таких "кураторов" у большинства садхаков имеет совсем уж меркантильные интересы.
Насчет себя, могу сказать, что я терпеть не могу подобную модель взаимоотношений - это просто какие-то торгово-экономические отношения. Это иллюстрирует то, что невозможно волевым решением "свыше" устроить так, чтобы существовала настоящая сердечная забота, близость и единство.
Могу сказать, что меня удержало на какое-то время в лоне церкви :-) Точнее, кто это был. Когда я только пришел в храм, то большинство вайшнавов смотрели на меня, что называется, несколько свысока. Я тыкался-мыкался какое-то время, и уже собирался перестать ходить туда. Но в один прекрасный момент, меня подвели к одному преданному-брахмачари - и он сразу отнесся ко мне с какой-то теплотой и любовью, начав обо мне заботиться. И я начал ходить в храм только для того, чтобы снова встретиться - ведь с ним было так интересно! Он постоянно рассказывал мне какие-то веселые истории, сочинял стишки про меня, он меня кормил прасадом, учил одевать дхоти и тд тп. Все это было как какая-то сказка. А какой был праздник, когда мы вместе с ним мыли посуду - уборка храма превращалась в какое-то удивительное веселое приключение! После того, как он женился и уехал из храма, мир потускнел :-( Могу сказать, что если бы не этот преданный, которого мне милостиво послал Господь в самом начале практики, и который показал мне этот настоящий пример заботы, любви и теплоты, мой духовный путь мог бы закончиться, так толком и не начавшись...
Комментариев нет:
Отправить комментарий