Нароттама даса Тхакура |
kāma krodha lobha mohwa, mada mātsarya dambha saha,
sthāne sthāne niyukta koribo |
ānanda kori hṛdoy, ripu kori parājoy,
anāyāse govinda bhajibo
“Я займу вожделение, гнев, жадность, иллюзию, зависть и гордость в служении Кришне, так я повергну этих врагов, и с блаженным сердцем буду просто поклоняться Говинде”.
Этот стих Нароттама - это яркая иллюстрация тантрической Пратипакши. Шрила Тхакура Махашайа определяет, что есть лучший способ победы над такими врагами, как похоть, или вожделение, зависть и тд - это занять всех их в служении Шри Кришне. Все чувства жаждут наслаждений и если они не наслаждаются высшим вкусом, они не будут способны отвергнуть низший вкус наслаждений чувств. В следующем тексте он говорит, как конкретно эти "враги" должны быть задействованы:
kṛṣṇa sevā kāmārpaṇa, krodha bhakta-dveṣī jane,
lobha sādhu-saṅge hari-kathā |
moha iṣṭa lābha vine, mada kṛṣṇa guṇa gāne,
niyukta koribo yathā tathā |
“Я предложу своё вожделение служению Кришне, свой гнев я обращу против врагов Его преданных и свою жадность я обращу на общение со святыми, и на слушание тем о Шри Хари. Я буду впадать в иллюзию, не видя моего возлюбленного Господа и буду гордиться, прославляя славу Кришны. Так я займу всех своих врагов в служении Кришне”.
Интересно, что в предыдущем тексте, Тхакура Махашайа обещал найти применение всем 6 врагам, но так и не упомянул зависть - он не может найти применение ей. Почему? Потому что ее бесполезно задействовать, поскольку зависть (матсарья) разрушает квалификацию к бхаджану. Только независтливый преданный квалифицирован для бхагавата-дхармы, о чем сразу упоминается в самом начале Бхагаватам (1.1.2): paramo nirmatsarāṇāḿ satāḿ
Зависть - удел двойственных. Это чисто демоническое качество. Буддисты так и называют асуров - "завистливые демоны". Грань между деватой и асурой очень тонка - и она состоит как раз в том, что асуры завидуют Господу, в отличии от деватов. Если девата начинает завидовать, он сразу же превращается в асура.
В общем-то, в расика-бхакти возможно все: Зависть может быть стимулом для жадности, а жадность - для камы, кама - для премы; зависть упоминается Рупой Госвами как одна из вйабхичари бхав. Но это немного не из той оперы :-) Дева матсарья невозможна по определению.
В общем-то, в расика-бхакти возможно все: Зависть может быть стимулом для жадности, а жадность - для камы, кама - для премы; зависть упоминается Рупой Госвами как одна из вйабхичари бхав. Но это немного не из той оперы :-) Дева матсарья невозможна по определению.
отличные слова Шри Нароттамы Тхакура! Но я все равно не понимаю..как жадность задействовать если она автоматом привязана к удовлетворению СЕБЯ..Трансформировать мат. жадность в духовную Лоббху может только чудо в виде Гурудева, Вайшнавов..и страстная молитва об этом самого садхаки..Как это можно сделать сознательно?
ОтветитьУдалитьКак лень использовать в служении Кришне? Материальную лень свою...
Я буду завидовать святым в их служении Кришне, чтобы служить Ему ещё лучше!
ОтветитьУдалить