воскресенье, 4 мая 2014 г.

Разные лилы



Радха-раса-судханидхи 206:

kāmaṁ tulikayā kareṇa hariṇā yālaktakair aṅkitā
nānā-keli-vidagdha-gopa-ramaṇī-vṛndas tathā vanditā |
yā saṅguptatayā tathopaniṣadāṁ hṛdyena vidyotate
sā rādhā-caraṇa-dvayī mama gatir lāsyaika-līlāmayī ||



“Лотосные стопы Шри Радхи, которые Хари, Своей собственной ладонью, с готовностью украсил лаком, используя кисточку, которые прославлены очень искусными в различных любовных играх, девушками-пастушками, которые скрыты в сердце Упанишад и которые полны танцующей игривости, являются моим единственным прибежищем!”

Из комментария: Расикамани прижимает лотосные стопы Шримати к Своей груди и наносит красный лак на их подошвы, полностью погружаясь в их красоту. Экстатические симптомы, такие как пулака (вставшие дыбом волоски на теле) и кампа (дрожь) проявляются на теле олицетворения блаженства (Кришне), когда Он вдыхает аромат этих стоп. Увидев, что Шйама забыл даже то, что Он держит стопы Прийаджи, служанка, прикрыв рот вуалью, захихикала. Наблюдая за ситуацией, Шримати сказала: “Что Ты делаешь? Быстро наноси лак! Скоро придут Мои подруги и если они увидят Меня в таком положении, они будут смеяться!”...

-----------------------------
Кришна припадает к стопам Радхики

Вилапа Кусуманджали 86: 

nānā–vidhaiḥ pṛthula–kāku–bharair asahyaiḥ
saṁprārthitaḥ priyatayā tava mādhavena
tvan–māna–bhaṅga–vidhaye sadaye jano ’yaṁ
vyagraḥ patiṣyati kadā lalitā–padānte?



"О, Садайе, милостивая девушка! Когда же эта служанка, после того, как Мадхава жалобно умолял её множеством способов, зная, что она очень дорога Тебе, в беспокойстве припадёт к стопам Лалиты, чтобы та замолвила слово о Нём, желая охладить Твой гнев к Нему?"

Из комментария: 
Когда Шьяма не способен ублажить Свамини, несмотря на Свои молитвы [у стоп Радхики], то Он просит Туласи, которая подобна тени Свамини, выйти из кунджи. Шьяма знает, что Туласи очень дорога Свамини (приятайа тава), и, что Свамини не может противиться её просьбам. Поэтому Он просит её:  «Туласи! Пожалуйста, сделай же так, чтобы твоя Госпожа стала снова Мной довольна. Я клянусь тебе! Сегодня Я не сделал ничего плохого. Почему же тогда Она разгневалась на Меня? О! Что же Мне делать? Какая же добро-сердечная девушка поможет Мне встретиться с возлюбленной Моего сердца снова? О, что же будет со Мной! Я не могу этого стерпеть, Я даже забыл о брате Ямуны (Ямарадже)!» Как же удачливы служанки Радхики! Сама Верховная Личность Господа, которого ищут Веды, молится им со сложенными руками! Туласи не может вытерпеть, видя такое жалобное состояние Кришны, и она успокаивает Его, отвечая: «Подожди немного, я посмотрю, что смогу сделать!» Когда Туласи возвращается снова в кунджу, то видит, что Свамини стала калахантарита (девушка, которая скорбит о произошедшей ссоре со Своим возлюбленным), и очень сильно желает встретиться снова со Своим Прананатхой. Туласи говорит: «О, Шьямаджу! Твой возлюбленный настолько жалобно молился мне о сокровище Твоей любви! Почему же так сильно Ты разгневалась на Него?»

Лалита деви
Свамини отвечает: «Лалита приказала Мне!» Одно из имён Шри Радхики – это Лалита бхити манини, та, которая гневается на Кришну из страха перед Лалитой и, несмотря на то, что Сама желает встретиться снова с Кришной. В этом стихе Шри Рагхунатха называет Свамини - Садая. Шри Бангабихари Видьяланкара пишет: «хе садайа катарйа шравана даршанантарам Ева манасйа шаитхилйад дайавати, - Она настолько милостива, что охлаждает Свой ман [гнев], увидев или услышав о прискорбном состоянии Мадхавы. Поэтому здесь Её называют Садая». Видя такое положение, Туласи понимает, что без разрешения Лалиты, Югала Кишора не смогут снова встретиться, несмотря на то, что так сильно желают обрести друг друга (тайа ча тат крипайаива шри радха прасада итйю анудхваних). Тогда Туласи бежит из кунджи туда, где находится Лалитаджи. Лалита спрашивает Туласи: «Туласи, почему ты пришла сюда?» Туласи внезапно падает к стопам Лалиты и отвечает: «Ты сидишь здесь, после того, как приказала Свамини разгневаться на Кришну?» Лалита: «А что случилось?» Туласи: «Они так сильно желают встретиться друг с другом. Я не могу стерпеть такую очень жалобную ситуацию! Прикажи мана бхангу (разбить этот гнев)! Свамини поддерживает свой гнев, потому что уважает твой наказ!» Поэтому Лалита приказывает разбить этот гнев. Туласи возвращается в кунджу Свамини и говорит: «Лалита позволила прекратить Твой всплеск гнева!» Свамини начинает расцветать от блаженства. Вот как Туласи восстанавливает встречу Прийя-Приятама (Радха-Кришны)!

----------------------



Это Шивир Лила, описанная Сиддха Кришнадасом Бабаджи в "Гаура Говинда Лиламрита Гутике". Все враджаваси отправились на Говардхан на Дивали и разбили там палаточный городок [шивир]. И в это время Радха-Кришна устроили секретную встречу недалеко от этого места. 

------------------------


Ананда Гопала Госвами: Медитируя в своём бхаджан-кутире, Кришна исполняется решимостью видеть объект Своей медитации, и поэтому Он отправляется на кухню. Когда Он подглядывает через окно кухни, то видит, как Шримати готовит там. «О! Какая сладость! Её голова даже непокрыта вуалью, и Её одежды и украшения немного ослаблены от сильной работы. Её лицо сияет красноватым оттенком, изза ярко горящего поблизости огня, Её щёки украшены жемчужноподобными капельками пота». Шьяма даже не шевелит стопами, застыв на месте и со-зерцая объект Своей медитации. Его глаза расширяются от экстаза, видя Её. Внезапно Радхика замечает Шьяму. От застенчивости, Она не может набросить вуаль на Свою голову. Она подмигивает Туласи, чтобы та набросила вуаль Ей на голову. Затем, Она упрекает Туласи взглядом Своих глаз: «Туласи, разве ты не заметила Его? Почему ты сразу не сказала Мне, что Он подглядывает?» Туласи отвечает глазами: «Я тоже не заметила Его. Я была занята взбиванием пасты!» Но, на самом деле, Туласи видела Кришну до этого, но наш герой намёками просил её не выдавать Его. Глаза Радхика и Шьямы встречаются, и Своими взглядами Свамини желает сказать Кришне: «Ма Рохини здесь, неподалёку, поэтому уходи!» А Кришна спрашивает Своими глазами: «Увижу ли Я Тебя ещё?» Свамини прикрывает веки: «Да!» Наш герой очарован Её быстрыми взглядами и думает: «О! Как много беспокойств Она испытывает, готовя для Меня! Её лицо так сильно покраснело от близкого пылающего огня! Служанки обтирают Её лицо, украшенное капельками пота!» Как сладостен этот обмен взглядов Радхики и Мадхавы! Он наполняет кухню трансцендентным вкусом и, таким образом, делает её настоящей Расавати.


-----------------------------


(из комментария к РРС 249): Сначала Шйама сел позади Свамини и начал расчёсывать Её длинные чёрные волосы драгоценной расчёской. Каждая прядь Её волос дороже Ему миллионов жизней! От Его прикосновений части тела Свамини покрылись “мурашками” экстаза. Кришна поглядывал на лицо Свамини чтобы убедиться не испытывает ли Она какой-либо боли, но Она успокоила Его, сказав: “Почему Ты волнуешься? Это не больно!” Когда Кришна услышал это, Он улыбнулся. Как же изумительно Он служит Ей! Стоя рядом и держа все параферналии, служанка утонула в океане блаженства. Шйама заплёл длинные волосы Свамини вместе с нитью драгоценных камней и гирляндой из жасмина, что была нанизана служанкой. Изумлённый красотой этой косы, Шйама поместил на её основание несколько дополнительных цветов и на её кончик - кисточку драгоценных камней.

----------------------------------

(из комментария к РРС 203): Мадхава начинает рисовать муском узоры в виде листочков на грудях Радхики, и служанка помогает Ему, подавая Ему маленькую кисточку и держа перед Ним чашку с жидким муском. Во время Его рисования листочков муском на грудях Его возлюбленной, руки Нагары задрожали и линии получились неровными. Когда служанка увидела это, она, прикрыв ладонью уста, захихикала. Когда же Свамини коснулись ладони Шйамы, Она также задрожала и волоски на Её теле встали дыбом от экстаза...

Комментариев нет:

Отправить комментарий