Сейчас, к великому сожалению, понимание этого принципа, изложенного Рупой Госвами, стало искаженным.
Приводится приблизительно такая трактовка: "Шрила Рупа Госвами так анализировал истинное значение отреченности: "Когда человек ни к чему не привязан, но в то же самое время принимает все, что имеет отношение к Кришне, тот воистину поднялся над чувством собственности. С другой стороны, тот, кто отвергает все не зная о связи этого с Кришной, не столь совершенен в своей отрешенности "(Бхакти-расамрита-синдху 1.2.255-6).
Это означает, что если преданный имеет возможность использовать что-то в Сознании Кришны, он должен это делать, даже если это обычно используется для материалистических целей. Это называется юкта-ваирагья. Преданные используют все виды машин, собирают и расходуют миллионы долларов, занимают женщин, создают международные организации - и все это для служения Кришне".
Давайте же разберем эти два текста и попытаемся рассмотреть, в чем же в действительности заключается этот принцип Юкта-Вайрагьи
255:
anāsaktasya viṣayān yathārham upayuñjataḥ |
nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe yuktaṁ vairāgyam ucyate ||
"Вайрагья такого человека, который задействует объекты, которые могут быть пригодными для развития преданности, оставаясь при этом не привязанным к ним, как говорится, является подходящей для бхакти. Объекты должны быть постоянно связаны с Кришной".
Тика Дживы Госвами:
śrī-jīvaḥ: tat prāg uktaṁ bhakti-praveśa-yogyam eva vairāgyaṁ vyanakti anāsaktasyeti | anāsaktasya sataḥ yathārhaṁ sva-bhakty-upayukta-mātraṁ yathā syāt tathā viṣayān upayuñjato bhuñjānasya puruṣasya yad vairāgyaṁ tad yuktam ucyate | atra kṛṣṇa-sambandhe nirbandhaḥ syād ity arthaḥ
"В этом стихе, показан тип вайрагьи, который подходит для вхождения бхакти, и которая раньше упоминалась. Вайрагья человека, который задействует материальные объекты только до той степени, когда они являются благоприятными для его духовного развития, при этом будучи не привязанным к материальному наслаждению, является подходящим (йуктам) для бхакти. В связывании объектов с Кришной должна быть настойчивость".
256:
prāpañcikatayā buddhyā hari-sambandhi-vastunaḥ |
mumukṣubhiḥ parityāgo vairāgyaṁ phalgu kathyate ||
"Отказ от вещей, которые связаны с Господом, людьми, которые желают освобождения и при этом думают, что эти вещи являются просто-напросто материальными объектами, называется бессмысленная (пхалгу) вайрагья".
Тика Дживы Госвами:
śrī-jīvaḥ: atha phalgu vairāgyaṁ tu bhakty-anupayuktaṁ yat tad eva jñeyam | tac ca bhagavad-bahirmukhānām aparādha-paryantaṁ syād ity āha prāpañcikatayeti | hari-sambandhi vastv atra tat-prasādādi | tasya parityāgo dvividhaḥ | aprārthanā prāptānaṅgīkāraś ca | tatrottaras tu sutarām aparādha eva jñeyaḥ | viṣṇu-yāmale—prasādāgrahaṇaṁ viṣṇor ity ādi-vacaneṣu tac-chravaṇāt ||256||
"Человек также должен понять, какой тип вайрагьи не является подходящим или является бесполезным (пхалгу) для бхакти. Тут говорится о вайрагье тех, кто настроен против Господа, что заканчивается оскорблениями. Хари-самбандхи-васту (благоприятная для служения Господу) - это относится к вещам, такие как остатки пищи Господа (прасаду). Отрицание вещей, связанных с Господом, бывает двух типов: не просить вещи, связанные с Господом, и отказываться от них, когда их предлагают. Человеку следует понять, что второй тип отказа является оскорблением. Как говорится в Вишну-ямале: 'Человек никогда не должен отказываться от прасада Вишну' ".
------------------------------------
Дхарма семейных и отреченных людей разная, поэтому Юкта-вайрагья семейных людей и отреченных - также разная. Когда принявшие отреченный уклад ночуют в пятизвездочных отелях стоимостью в 35 000 рупий за ночь, пользуются ноутбуками за 5000 долларов, нежатся в джакузи или соляриях и тд тп, оправдывая это "юкта вайрагьей" и "проповедью" - это есть каитава Дхарма.
1) Юкта вайрагья семейных людей
Описана Шриманом Махапрабху в Его наставлениях Шриле Рагхунатхе дасу Госвами в его семейный период жизни: (Мадхья 16.237-39):
"sthira hañā ghare yāo, nā hao vātula
krame krame pāya loka bhava-sindhu-kūla
markaṭa-vairāgya nā kara loka dekhāñā
yathā-yogya viṣaya bhuñja' anāsakta hañā
"Успокойся и возвращайся домой. Не теряй ум. Постепенно ты сможешь преодолеть океан материального существования. Ты не должен становится преданным напоказ и становиться псевдоотреченным. Сейчас достойно наслаждайся материальным миром и не привязывайся к нему".
antare niṣṭhā kara, bāhye loka-vyavahāra
acirāt kṛṣṇa tomāya karibe uddhāra
"Внутри себя сохраняй твердую веру, а внешне можешь вести себя как обычный человек. Таким образом, Кришна тебя очень скоро освободит".
2) Юкта вайрагья отреченных людей
Те, кто принимает отреченный уклад в Гаудия Сампрадае, следуют за Шад Госвами. Как говорил Махапрабху Санатане Госвами (Ч.Ч. Антья 4.78..80):
tomāra śarīra — mora pradhāna 'sādhana'...
...lupta-tīrtha-uddhāra, āra vairāgya-śikṣaṇa
"Твое тело - Мой главный инструмент...ты должен будешь открыть потерянные места паломничества и показать людям, как необходимо следовать отреченному укладу жизни".
Утверждение Шримана Махапрабху ясно показывает, что Шад Госвами приняли отречение, чтобы научить нас правилам отречения. Каковы эти правила? ЧЧ. Мадхья 19.127-29:
"aniketa duńhe, vane yata vṛkṣa-gaṇa
eka eka vṛkṣera tale eka eka rātri śayana
'vipra-gṛhe' sthūla-bhikṣā, kāhāń mādhu-karī
śuṣka ruṭī-cānā civāya bhoga parihari'
karońyā-mātra hāte, kāńthā chińḍā, bahirvāsa
kṛṣṇa-kathā, kṛṣṇa-nāma, nartana-ullāsa
"Оба они (Шри Рупа и Санатана) были бездомными. Они жили под деревьями. Они проводили только одну ночь под одним и тем же деревом. Иногда они принимали полную трапезу в доме брахмана, а иногда занимались сбором мадхукари. Иногда они только жевали сухари или турецкий горох. Они никогда не позволяли себе материальных наслаждений. С собой они носили только чашу для подаяний, а одевались только в набедренные повязки и лохмотья. Целыми днями они пели и рассказывали о славе Шри Кришны".
Безусловно, сейчас невозможно жить под деревьями, формально следовать многому другому, чему следовали Рупа-Санатана. Но, однако, можно уловить суть этого настроения наших Шад Госвами, которое заключается в том, что использование материальных ресурсов должно быть сведено к необходимому минимуму. То есть, грубо говоря, в наши дни невозможно жить без мобильной связи - что мешает отреченным пользоваться самым дешевым мобильным телефоном? Сейчас невозможно жить без компьютера...зачем пользоваться какими-то дорогими моделями, если можно использовать какой-то самый дешевый побитый ноутбук пожертвованный каким-то из преданных? Что мешает ночевать не отдельно от всех в дорогом пятизвездочном отеле, а вместе с брахмачари в брахмачари ашраме и т.д т.п.?
Поэтому, как очевидно, что сейчас в целом отреченный уклад в Гаудия Сампрадае очень сильно дискредитирован - парадоксальная картина, когда отреченные-санньяси живут богаче, чем домохозяева. И самое отвратительное то, что оправдывается все это словами самого Рупы Госвами! Таким образом, совершаются серьезные апарадхи...В принципе, в этом нет ничего такого уж невероятного и удивительного. Вишванатха Чакраварти комментирует ШБ 12.2.4: prāptau liṅgam eva daṇḍājina-śikhā-tyāgādikam eva kāraṇaṁ na tu jñāna-sad-ācārādikam – "Ашрам[в Кали Югу] виден по бритой голове, атрибутам санньясы и коже антилопы, а не по знанию или чистому поведению".
То есть в наши дни отреченный уклад зачастую принимается исходя из политических или экономических причин, С'est la vie
Представление о ЮВ дал Шрила Прабхупада своим ученикам..Он сам принимал пышное чествование от учеников и учил, что Гуру и Вайшнавы достойны всего самого лучшего и дорогого, что есть у учеников.Его резиденции на западе и храмы были очень богато отделаны, посуда была изысканной.Он дал абхиман ученикам- проповедника саньяси..Что это уважаемая личность, достойная самого лучшего (у меня сложилось такое впечатление)Его последователи видимо этот принцип развивают.
ОтветитьУдалитьТакже в оправдание того, что саньяси принимают пышное поклонение: чтобы не обидеть учеников..Т к проповедники стоят отношения со многими людьми..Они не могут уделить внимание всем, но принимая подарок или какую то комфортность они как бы строят отношения с ними...
"Сейчас достойно наслаждайся материальным миром и не привязывайся к нему".
ОтветитьУдалитьДорогой Дамодар, будьте добры поясните эти слова...
Мне кажется, что моё сердце осквернено сухим отречением, что делает его железным, и не способным оценить моё истинное положение и Бхакти Махарани войти в мое сердце и я буду благодарна, если поможите понять истину...
Любые темы, что не связаны со Шри Хари приносят мне страдания...Я готова бросить всех и всё в этом мире, чтобы постоянно слушать повествования о Верховном Господе, я готова терпеть истязания своего тела, ради возможности практиковать не отвлекаясь ни на что другое - будь то близкие родные или материлаьное тело... Насколько это адекватное состояние, чтобы Бхактимахарани привлеклась этой никчемной душой???