viṣād apy amṛtaṁ grāhyaṁ amedhyād api kañcanam |
amitrād apisad-vṛttaṁ bālād api subhāṣitam ||
"Нектар следует взять даже из яда, золото – даже из нечистого места, хорошее поведение – даже от врага, красивое высказывание – даже из уст глупца". (Чанакья-нити-дарпана, 1.16)
То есть фактически это означает, что для духовного искателя вся планета: все процессы, явления, люди и тд являются его Гуру, учителями. Везде, даже в самых заурядных на первый взгляд вещах, он извлекает глубокие духовные уроки.
Например, брахман-авадхута говорит [ШБ 11.7.33-35]: "О царь, я принял прибежище у следующих двадцати четырех гуру: Земля, Воздух, Небо, Вода, Огонь, Луна, Солнце, Голубь, Удав, Море, Мотылёк, Пчела, Слон, Вор Мёда, Олень, Рыба, Проститутка по имени Пингала, Ястреб, Ребёнок, Незамужняя Девушка, Изготовитель Стрел, Змея, Паук и Оса. Мой дорогой царь, извлекая уроки из их деятельности, я должным образом изучил науку самоосознания".
Есть проповедники, которые заявляют, что достаточно принять лишь Космического Гуру [т.е. прислушиваться к Параматме] и тогда, благодаря этому, для человека весь мир будет Гуру, как у брахмана-авадхуты.
Но, к сожалению, это иллюзия - такие люди прислушиваются не к Параматме, а к голосу своего загрязненного ума и аханкары, находясь в замкнутом Круге [я писал уже об этом - Замкнутый Круг
Без принятия личностного дикша-гуру, который является таттва-даршинах, осознавшим себя: развития глубочайших отношений гуру-шишья, смиренного вопрошания (парипрашна), служения гуру (севы) духовный рост невозможен, этому есть десятки шлок шастра-прамана.
История брахмана-авадхуты выглядит неким противоречием. Однако комментарии наших ачарьев предельно ясны: (К ШБ 11.9.31)
Шрила Джива Госвами:
nanv eka eva yogyo guruḥ kartavyaḥ. tasmād eva sa-parikaraṁ jсānaṁ setsyati. kiṁ vā, matāntara-jсā evānye praṣṭavyāḥ. kiṁ gurv-ābhāsair vyāvahārika-padārthair ity āśaṅkyāha—na hīti. ekasmān mukhyād guror labdhaṁ supuṣkalaṁ susthiraṁ yaj jсānaṁ tad api na syāt na sampadyate. kutaḥ? tatrāha—brahmeti. tat-tan-matena mati-bhaṅgād ity arthaḥ. tasmān mahā-gurūpadiṣṭa-mata-poṣāya tad-viruddha-mata-nirasanāya ca sva-buddhyā mananārthaṁ vyāvahārika-padārthā eva gurutvena sambhāvitāḥ, na tu kāpilādi-matāntara-sthāpakā iti bhāvaḥ
"Фактически, человеку несомненно следует принять единственного квалифицированного Гуру, и совершенствовать свое знание через Него. Следует ли тогда спрашивать у учителей, которые имеют другое мнение? Почему тогда рекомендуется обучаться у множества так называемых духовных учителей, которые проявляются в формах обычных материальных объектов? Авадхута отвечает на это, что даже если человек получает устойчивое и обширное знание от единственного, главного Гуру, оно не может быть завершённым слушанием только лишь его одного. Это ясно описывается во второй половине стиха - хоть Брахман является единым, Его воспевают мудрецы множеством способов." Услышав так много различных мнений, наша цель и решительность повреждаются. Поэтому, слушая всех этих учителей (наблюдая за этими материальными объектами), человеку следуют использовать свой умеющий различать интеллект, и, должным образом обдумав это, использовать это для того чтобы подпитывать и укреплять мнение великого учителя (своего собственного Гуру) и опровергать антагонистические мнения. Консультация у множества духовных учителей не должна быть использована для того, чтобы утверждать противоположные мнения, как у Капилы и других".
Вишванатха Чакраварти:
nanu mad abhijсaṁ guruṁ śāntam upāsīta [bhā.pu. 11.10.5] iti, tasmād guruṁ prapadyeta jijсāsuḥ śreya uttamam [bhā.pu. 11.3.22] ity ādy uktibhya eka eva gurur āśrayaṇīyo’vagamyate. nāpi śvetaketu-bhṛgu-pramukhair bahavo gurava āśritāḥ. satyaṁ mamāpi mantropadeṣṭā gurur eka eva upāsyo vartate. kintūpāsanāyām ānukūlya-prātikūlya-dṛṣṭāntībhūtā ete padārthāḥ parāmṛśya gurū-kṛtā ity anvaya-vyatirekābhyāṁ me śikṣā-gurava evaite jсeyāḥ…… śikṣā-gurūṇāṁ tu bāhulyam eva prāyo jсāna-dārḍhya-prayojakam ity āha—na hīti......
"Из двух других стихов из Бхагаватам, один который был раньше, а другой - будет впоследствии (11.3.21-22 and 11.10.5) ясно, что человеку следует принять прибежище только единственного Гуру. Даже такие великие мудрецы как Шветакету или Бхригу не принимали прибежища у множества Гуру. Я также принял только одного Гуру, который дает мне наставления о мантра. Шикша Гуру, однако, со своими прямыми и непрямыми наставлениями, несомненно могут служить для того, чтобы указывать, какие факторы являются благоприятными в моем поклонении, а какие - нет. Принятие множества наставляющих учителей совершается для того, чтобы укрепить знание человека".
-------------------------------------------
Подводя итоги, для духовного искателя вся планета: все процессы, явления, люди и тд являются его Гуру, учителями, если он принимает личностного Гуру, смиренно следуя за ним. Тогда везде, даже в самых заурядных на первый взгляд вещах он извлекает глубокие духовные уроки. Если есть фундамент прибежища у Гуру-личности, тогда это возможно - всюду извлекать золото и нектар.
А иначе, без такого фундамента, он [его ум], подобно этой змейке, будет лишь кушать самого себя :-) Искренне считая при этом, что "постиг дао".
Даже Кришна и Баларама приняли личностного Гуру - Сандипани Муни, хоть абсолютно в этом и не нуждаются, просто чтобы показать, как необходимо следовать Дхарме...
amitrād apisad-vṛttaṁ bālād api subhāṣitam ||
"Нектар следует взять даже из яда, золото – даже из нечистого места, хорошее поведение – даже от врага, красивое высказывание – даже из уст глупца". (Чанакья-нити-дарпана, 1.16)
Например, брахман-авадхута говорит [ШБ 11.7.33-35]: "О царь, я принял прибежище у следующих двадцати четырех гуру: Земля, Воздух, Небо, Вода, Огонь, Луна, Солнце, Голубь, Удав, Море, Мотылёк, Пчела, Слон, Вор Мёда, Олень, Рыба, Проститутка по имени Пингала, Ястреб, Ребёнок, Незамужняя Девушка, Изготовитель Стрел, Змея, Паук и Оса. Мой дорогой царь, извлекая уроки из их деятельности, я должным образом изучил науку самоосознания".
Есть проповедники, которые заявляют, что достаточно принять лишь Космического Гуру [т.е. прислушиваться к Параматме] и тогда, благодаря этому, для человека весь мир будет Гуру, как у брахмана-авадхуты.
Но, к сожалению, это иллюзия - такие люди прислушиваются не к Параматме, а к голосу своего загрязненного ума и аханкары, находясь в замкнутом Круге [я писал уже об этом - Замкнутый Круг
История брахмана-авадхуты выглядит неким противоречием. Однако комментарии наших ачарьев предельно ясны: (К ШБ 11.9.31)
Шрила Джива Госвами:
nanv eka eva yogyo guruḥ kartavyaḥ. tasmād eva sa-parikaraṁ jсānaṁ setsyati. kiṁ vā, matāntara-jсā evānye praṣṭavyāḥ. kiṁ gurv-ābhāsair vyāvahārika-padārthair ity āśaṅkyāha—na hīti. ekasmān mukhyād guror labdhaṁ supuṣkalaṁ susthiraṁ yaj jсānaṁ tad api na syāt na sampadyate. kutaḥ? tatrāha—brahmeti. tat-tan-matena mati-bhaṅgād ity arthaḥ. tasmān mahā-gurūpadiṣṭa-mata-poṣāya tad-viruddha-mata-nirasanāya ca sva-buddhyā mananārthaṁ vyāvahārika-padārthā eva gurutvena sambhāvitāḥ, na tu kāpilādi-matāntara-sthāpakā iti bhāvaḥ
"Фактически, человеку несомненно следует принять единственного квалифицированного Гуру, и совершенствовать свое знание через Него. Следует ли тогда спрашивать у учителей, которые имеют другое мнение? Почему тогда рекомендуется обучаться у множества так называемых духовных учителей, которые проявляются в формах обычных материальных объектов? Авадхута отвечает на это, что даже если человек получает устойчивое и обширное знание от единственного, главного Гуру, оно не может быть завершённым слушанием только лишь его одного. Это ясно описывается во второй половине стиха - хоть Брахман является единым, Его воспевают мудрецы множеством способов." Услышав так много различных мнений, наша цель и решительность повреждаются. Поэтому, слушая всех этих учителей (наблюдая за этими материальными объектами), человеку следуют использовать свой умеющий различать интеллект, и, должным образом обдумав это, использовать это для того чтобы подпитывать и укреплять мнение великого учителя (своего собственного Гуру) и опровергать антагонистические мнения. Консультация у множества духовных учителей не должна быть использована для того, чтобы утверждать противоположные мнения, как у Капилы и других".
Вишванатха Чакраварти:
nanu mad abhijсaṁ guruṁ śāntam upāsīta [bhā.pu. 11.10.5] iti, tasmād guruṁ prapadyeta jijсāsuḥ śreya uttamam [bhā.pu. 11.3.22] ity ādy uktibhya eka eva gurur āśrayaṇīyo’vagamyate. nāpi śvetaketu-bhṛgu-pramukhair bahavo gurava āśritāḥ. satyaṁ mamāpi mantropadeṣṭā gurur eka eva upāsyo vartate. kintūpāsanāyām ānukūlya-prātikūlya-dṛṣṭāntībhūtā ete padārthāḥ parāmṛśya gurū-kṛtā ity anvaya-vyatirekābhyāṁ me śikṣā-gurava evaite jсeyāḥ…… śikṣā-gurūṇāṁ tu bāhulyam eva prāyo jсāna-dārḍhya-prayojakam ity āha—na hīti......
"Из двух других стихов из Бхагаватам, один который был раньше, а другой - будет впоследствии (11.3.21-22 and 11.10.5) ясно, что человеку следует принять прибежище только единственного Гуру. Даже такие великие мудрецы как Шветакету или Бхригу не принимали прибежища у множества Гуру. Я также принял только одного Гуру, который дает мне наставления о мантра. Шикша Гуру, однако, со своими прямыми и непрямыми наставлениями, несомненно могут служить для того, чтобы указывать, какие факторы являются благоприятными в моем поклонении, а какие - нет. Принятие множества наставляющих учителей совершается для того, чтобы укрепить знание человека".
-------------------------------------------
Подводя итоги, для духовного искателя вся планета: все процессы, явления, люди и тд являются его Гуру, учителями, если он принимает личностного Гуру, смиренно следуя за ним. Тогда везде, даже в самых заурядных на первый взгляд вещах он извлекает глубокие духовные уроки. Если есть фундамент прибежища у Гуру-личности, тогда это возможно - всюду извлекать золото и нектар.
А иначе, без такого фундамента, он [его ум], подобно этой змейке, будет лишь кушать самого себя :-) Искренне считая при этом, что "постиг дао".
Даже Кришна и Баларама приняли личностного Гуру - Сандипани Муни, хоть абсолютно в этом и не нуждаются, просто чтобы показать, как необходимо следовать Дхарме...
Комментариев нет:
Отправить комментарий